Искусство фрески известно было еще в Древней Руси. В то время живописью украшали церкви. Художники создавали фрески, красивейшие мозаики на церковных стенах.
Фреска и мозаика - два основных способа, или техники, в которых выполняется монументальная живопись.


Слово «фреска» происходит от итальянского «fresco», что значит «свежий», «сырой». Фрески пишут по сырой штукатурке красками, которые разводятся водой.
Стену покрывают известковым раствором, и тотчас, пока раствор еще свежий, начинают писать красками – пигментом, разведенным чистой водой. Когда штукатурка высыхает, краски оказываются прочно закрепленными на стене, как будто накрепко впаянными в нее.

Выполняя фреску, художник должен писать очень быстро, ведь раствор на стене высыхает в течение десяти-пятнадцати минут, а после этого краски уже не закрепляются. Поэтому такая работа требует большого мастерства и необыкновенной точности. Стоит художнику чуть-чуть ошибиться и провести неверную линию, как весь фрагмент уже готовой живописи приходится счищать со стены, вновь покрывать поверхность штукатуркой и начинать заново.

Фресковые ансамбли создаются долго. Например, на роспись храма уходил года или два, даже если работали несколько мастеров. За день художник успевает расписать лишь небольшой фрагмент стены. А ведь следует еще учесть, что живописцу приходится работать на большой высоте (представь себе высоту храма, где художник расписывает купол) и часто в неудобном положении, запрокинув голову, если нужно, например, расписать свод, выгнутый дугой.
После того, как штукатурка просохнет, художник может продолжить работу, нанося краски, разведенные на смеси клея с известью. Так обычно пишутся во фресках мелкие детали и узоры. Этот последний слой живописи тоже довольно прочен, но все же он сохраняется хуже, чем живопись «по-сырому», и с течением времени трескается и осыпается.
Андрей Рублев. Страшный суд. 1411.
Фрески Успенского собора, Владимир


При создании фрески необходимо точно соблюдать рецепт приготовления красок. Не всякая краска хорошо ложится на штукатурку, не всякая красочная смесь оказывается прочной. Если краски составлены неправильно, живопись отслаивается от стены и гибнет.

Стены церквей покрывали фресками, будто ковром - от пола и до самых сводов. В каждом городе художники писали фрески по-своему. В Суздале, например, часто украшали стены растительными или геометрическими орнаментами и на их фоне изображали фигуры святых.

Фрески создавали знаменитые русские мастера Андрей Рублев, Дионисий. А в Европе ими украшали соборы Леонардо да Винчи, Рафаэль.

> Rambler's Top100